Пятница
19.04.2024
19:37
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей

Еврейская колония Затишье

Увертюра (продолжение)

В 1804 году указом правительства евреям было запрещено проживать в селах и деревнях. В том же «Положении о евреях» им разрешалось переселяться на свободные казенные земли Новороссии, как называли в то время юг Украины.

«Евреи стали переселяться в Новороссию, — пишет Борис Бруцкус, о котором нам придется еще рассказать подробней, — тогда, когда их стали выселять из деревень, выселять беспощадно, уничтожая имущество запоздавших, разоряя их дома. Люди, которые валялись на площадях местечек под открытым небом, не могли не соблазниться предложениями правительства».

К числу попыток правительства России рассосать избыточное население местечек Западного края и приучить евреев к земледелию относится и создание Общества израильских христиан.                                                                                             

Оно было создано в 1817 году и ставило себе целью обращение евреев в христианство с последующим наделением их землей и приучением к крестьянскому труду. В том же году 50 одесских еврейских семей якобы дали согласие принять изложенные выше условия. В столице наивно решили, что это начало большого движения и немедленно стали подыскивать подходящие условия.

25 марта 1817 года Александр I распорядился о переселении в Приазовье Общества израильских христиан. Был созда опекунский совет во главе с министром народного образования и духовных дел князем Александром Николаевичем Голицыным.

И заскрипели ржавые колеса царской бюрократической машины, пришли в движение не спеша, с длительными остановками.I Министр просвещения Александр Николаевич Голицын пишет министру Дмитрию Александровичу (читал микрокопии архивных писем и не смог установить его фамилию), что «переселение израильских христиан... есть дело столь же необходимое, как и переселение всякого рода людей» и уведомляет его, что государь император повелел подыскать «приличных участков земель для поселения на них Общества израильских христиан».

Дмитрий Александрович, конечно же, не возражает против |этой плодотворной идеи, тем более, что она уже поддержана ЕИВ (Его Императорским Величеством), но почему в Екатеринославской губернии? Помилуйте, там нет лишних земель, напротив, мы намереваемся даже отселить часть людей из-за нехватки земли. А вот в Таврической губернии земли — завались, |вот и попросите государя императора, чтобы израильских христиан туда определили. «О последующем же прошу почтить меня уведомлением Вашим».

Светлейшего князя Александра Николаевича СЭС (Советский  энциклопедический словарь, 1989) аттестует как мистика и реакционера. С первым определением соглашусь, пожалуй, без спора и сомнений: поверить, как это сделал Голицын, что евреи так просто откажутся от своей веры во имя христианской, - это, и в самом деле, чистейшая мистика. Но реакционер? Послушайте, что он ответил многоуважаемому министру финансов: в Таврической губернии (имелся в виду Северный Крым) нет проточной воды, там сплошные солончаки, а евреи, принявшие христанство, к земледельческому труду непривычны, их к нему еще приучать надо. Если поселить их на землях неудобных, безводных, отдаленных, то добровольцев не найдется. А если и поедут — не удержатся на тех землях.

Угодья для Общества израильских христиан, решили взять из земель, жалованных Екатериной II грекам при их переселении из Крыма в последней четверти XVIII века. Земли эти были весьма обширны, и греки, понесшие большие людские потери при трудном  переселении и позднее от повальных болезней (Эпидемий), оказались не в состоянии освоить эти необозримые пространства.

И возникло и поныне хранящееся в московском архиве «Дело отводе участка земли Обществу израильских христиан земель мариупольских греков». 

На местность послали надворнгого советника Мизко. Командировка оказалась удачной. И тогда не поленился съездить в Приазовье сам граф Ланжерон, херсонский военный губернатор (сколь не пытались вытравить это имя из народной памяти, одно из прелестных мест Одессы во все времена, в том числе и советские, называлось Ланжероном). И нашлась земля «вдали от греческих поселений, совершенно свободная, никем не занятая, от моря отстоит на 25 верст, от Мариуполя - на 40. Также в недалеком расстоянии от Таганрога.

Голицын тут же министру финансов: «Херсонский военный губернатор граф Ланжерони пишет ко мне, с своей стороны, что по рассмотрении им плана земли и по соображениям всех местных обстоятельств, он совершенно согласен с предположением  об отдаче упомянутого участка под поселение  Общества  израильских христиан, в дополнение к сему участку присовокупить место, не более 3000 десятин в себя вмещаюшее и лежащее между селениями Ялтою и Урзуфом по реке, впадающей в море, и которое тоже должно отойти в казну.

Против отдачи лакомого кусочка в три тысячи десятки между Ялтой и Урзуфом стеной стала комиссия по разборке мариупольских земель (такая уже вовсю действовала). Нет и нет, твердила она. Слишком хорошо, слишком жирно будет израильским христианам. Лучше мы эту землю продадим по хорошей цене частным лицам. Или отдадим Мариуполю под выгон ( это в сорока-то верстах от города!).

Не стану утомлять читателя подробностями. 17 декабря 1819 года в Санкт-Петербурге государь-император подписал следующий документ (цитирую с соблюдением его орфографии): 

«Господину Министру Финансов,

для поселения общества Израильских Христиан назначить земли из следующей к отрезке в казну по Екатеринославской губернии» от мариупольских греков ПОВЕЛЕВАЮ предложенный для того вами с Министром Духовных Дел и Народного Просвещения примерно на плане участок, начиная от устья реки ббродны вдоль оной, потом по  дороге, ведущей в Мариуполь, оттуда к Северу прямою линией до хутора поселянина Комурджи,  наконец, к западу идущей линиею по верх средней вершины Бешташ и склоняясь несколько к границе того участка, вдоль которой протекает речка Караташ, как все то значится на плане в кругу темной черты под № 1,2,3,4,5 и6  пространством до двадцати шести тысяч десятин, отмежевать в натуре, придерживаясь таковой примерной на плане на руки и сдать оный участок в ведомство комитета опекунств Израильских христиан, о чем учинить в надлежащее распоряжение.

На  подлинном подписано собственноручно его Императорского величества рукою.

Александр

В младые годы я был несокрушимо уверен, что в «доброе староей время», стоило только царю-батюшке распорядиться. как воля его исполнялась тотчас и немедля, судьба вышеприведенного  распоряжения» Александра I не вполне, но была похожа на  участь указов нынешних  президентов, которые (указы) не только не выполняют, но никто, создается такое  впечатление, и не читает.

Распоряжение Александра I, хоть и без особой спешки, но выполнили. Однако, вместо указанных 26 тысяч десятин, отвели только 23 тысячи (зажали-таки, чернильные  души те лакомые три тысячи, что между Ялтой и Урзуфом) и через два  года- день в день-  император напишет еще одно письмо министру финансов, в котором распорядится исправить ошибку, прирезать недоданные десятины.

И тут выяснилось, что свадьба-то играется без жениха.

Как-то мой коллега-краевед спросил:

—  Знаете ли вы историю переселения евреев в Приазовье?

-- ?

—   Им выделили землю, а они ее продали и разбежались по городам торговать.

Подтекст ясен: конечно еврейское ли дело в земле ковыряться, «плугом перты», торговать — куда легче.

Не могу сказать, что мой коллега сам же в печать проникло, благодаря  недобросовестным мемуаристам у которых он и почерпнул, очевидно, «точные» сведения. Начнем с того, что переселенцы, даже если бы хотели, продать выделенные им участки, сделать это не  смогли бы, потому что предусмотрено и обусловлено было- земля продаже не подлежит.

Первоначально было объявлено, что переселению подлежит  далеко не каждый израильский христианин, а только морально достойные. Вскоре же выяснилось,  что таких, к сожалению, не оказалось вообще. Образно говоря, свадьбу играли без жениха.

Таково было официальное объяснение провала переселения членов Общества израильских христиан. На самом же деле евреи, которые переселиться и осесть на новой земле были совсем не против, никак не хотели, однако, расстаться со своей древней верой и перейти в христианство. И ничего поделать с ними было нельзя.

Теперь читатель вправе меня спросить:  но если переселение евреев из Общества израильских христиан так и не состоялось, зачем же Вы заняли этой историей столько места в книге, да и у нас отняли немало времени?

Во-первых, очень ведь все это интересно. Как исторический казус.

Во-вторых,. несостоявшееся переселение стало увертюрой совершившемуся- когда через четверть века спустя правительство Николая I предприняло еще  одну попытку посадить евреев на землю, вспомнили «увертюру» и направили их на облюбованное место — в Екатеринославскую губернию.                          

А так как настоящему ценителю старины интересна не только история, но и предыстория, то, надеюсь, чтение этой главы вы не сочтете напрасно потерянным временем.

Хочу добавить, что эпизод с несостоявшимся в первой трети XIX века переселением евреев в Екатеринославскую губернию нашел отражение и в художественной литературе. Вот что пишет Юрий Давыдов, автор известных исторических романов, в повести «Заговор сионистов»:

«О да, в Семнадцатом (имеется в виду 1817 год. — Л. Я.) потрафили евреям. Возникло общество призрения иудеев.'Нет, не презрения, что было бы не внове, а именно призрения,  то бишь обустройства, вот так-то, господа. А это Общество учредил сам Государь. Наш Александр Первый, наш. благословенный. Он взял Париж, он основал Лицей. И вдруг та-акое, ась?

Что же это общество решило в общественном порядке? Извольте слушать, хоть впору уши затыкать.       

Берите, евреи  наделы, не в аренду срочную — наследственно. Примите-ка,  евреи, избавление от воинских постоев, они же всегда накладны. Определяйте сами, служить под красной шапкой или не служить… Короче, манна с неба. Условие одно-единственное: надень нательный крест, стань выкрестом и получи сполна.  

Но, получив сполна призрение, сполна  получишь и презрение единоверцев… Да полно, скажут, дурака валять! Они же шейлоки,  их меркантильный дух… Однако факт упрям. За ВСЕ шестнадцать лет существования Общества Израильских Христиан ни один, сказать вам попросту, ну ни один не клюнул",-угрюмо заключил мой обер-аудитор. «Вот крепость духа… » И в этом соль.  Но не аттическая, а моря Мертвого. Она просолила на века, и мертвых, и живых». («Знамя, 1993 № 12 с. 13). Такие вот дела.

 

Из книги  Л. Яруцкого "Евреи  Приазовья"

Читать далее