Вторник
21.11.2017
16:58
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Архив записей

Еврейская колония Затишье

УВЕРТЮРА, или НЕСОСТОЯВШЕЕСЯ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ


У Валентина Катаева есть несколько строчек о старинном Мариуполе. В повести "Кладбище в Скулянах" он пишет, что этот город, заселенный преимущественно греками и евреями. Важно отметить, что запись, сделанная героем повести, относится к 1859 году.

Знатоки истории Мариуполя могут возразить; город основан греками, переселенцами из Крымского ханства, и около восьмидесяти лет оставался мононациональным, так как людям других наций, кроме привилегированных (согласно грамоте Екатерины II от 21 мая 1779 года) греков, селиться здесь не разрешалось. Как раз до 1859 года, когда этот запрет был снят и герой Валентина Катаева побывал в Мариуполе. Спрашивается: не допустил ли ошибку известный писатель, изобразив дело так, будто евреи поселились в Мариуполе задолго до того, как он стал открытым, с позволения сказать, городом?

Нет, не ошибся.

Знаменитый генерал Н. Н. Раевский-старший в 1820 году писал о Мариуполе: «40 лет как населен он одними греками». И был совершенно прав. Но вскоре после посещения города героем Бородина и направлявшегося вместе с его семьей на Кавказ опальным Пушкиным, в Мариуполе появилась и итальянская улица. Местные греки доброжелательно относились к деловым людям и позволяли им селиться в городе, не спрашивая о национальности, - лишь бы те служили развитию экономики края, его процветанию.Вот к этому времени, к началу 1820-х годов и относится появление в Мариуполе граждан еврейской национальности, если воспользоваться современными терминами- канцеляритами.

Однако то обстоятельство, что в дореволюционной России в анкетах и прочих документах отсутствовала графа «национальность» (спрашивали только о вероисповедании), может, в нашей теме вызвать некоторые недоразумения. Дело в том, что в Приазовье в незапамятные времена жили и господствовали иудеи — хазары. Это была часть Хазарского каганата, настолько могущественного, что он обложил, например, славян к западу от Днепра данью «по белке с дыма». В наши же края приходил вещий Олег «отмстить неразумным хазарам».

Дело, однако, в том, что хазары, будучи иудеями по вере своей, не были евреями по крови. Они представляли собой тюркскую народность.

В связи с этим встретилась мне недавно одна умопомрачительная теория, опубликованная в московском журнале, отнюдь не отличающимся юдофильством. Согласно этой, с позволения сказать, теории, в современном мире евреев нет вообще. Ну, ни единого. Изгнанные две тысячи лет назад из Палестины, они начисто вымерли, так что от народа, создавшего Библию, ничегошеньки не осталось. Те же, которые называют себя евреями, являются потомками хазар, исповедовавших иудаизм. Таким образом, современные евреи не семиты вовсе, а тюрки. И не только они, но и мариупольские греки, к которым принадлежит Гавриил Попов (Гавриил Харитонович был в то время мэром Москвы и больно мозолил глаза некоторым периодическим изданиям российской столицы).

Самое поразительное, что журнал обнародовал все эти благоглупости не от своего имени, а как перепечатку из... «Джерузалем пост». У меня, к сожалению, нет возможности проверить, была ли в том иерусалимском издании подобная публикация или мы в очередной раз имеем дело с еще одной мистификацией, какие в пору свободы печати вошли в моду.

И хотя быть единокровным родственником Гавриила Попова, талантливого публициста и ученого, я почел бы за честь, и хотя я, как интернационалист, считаю, что «нет ни эллина, ни иудея», тем не менее не могу не согласиться с той непреложной истиной, что евреи — это евреи, потомки тех самых древних, живших в Палестине тысячи лет назад, а мариупольские греки — это греки, потомки древних эллинов, прославленных в мировой истории.

Что же касается хазар, то евреями они не были и, следовательно, к нашей теме — «Евреи Приазовья» — отношения не имеют.

Обратимся к еще одному источнику: «Адрес-календарь Екатеринославской губернии за 1912 года (Ек-в, 1913). «После полного присоединения Екатериноспавской губернии к Российской державе, — читаем в этой книге, — а в особенности после уничтожения Сечи Запорожской и раздела Польши, то есть в самом конце XVIII века, большой волной хлынули в губернию евреи, преимущественно жительствующие в городах и завладевшие почти всей торговлей и ремеслами.

Это сказано без должного уважения к истине.

Я имею в виду не образное выражение, слишком сильное, «большой волной хлынули».    После ликвидации Запорожской Сечи Российское правительство действительно начало  интенсивно заселять принадлежавшие казакам земли южной Украины и Приазовья. Здесь были поселены сербы, болгары, греки, немцы и уж в последнюю очередь — чуть ли не через 100 лет — евреи.   И в сравнительно небольшом количестве. Евреи в черте оседлости действительно занимались преимущественно ремеслами и торговлей. Но в Екатеринославской губернии они еще были и хлебопашцами. В Мариупольском и Александровском уездах к моменту выхода в свет цитированного «Адрес-календаря» насчитівалось 17 еврейских земледельческих колоний, которіе уже десятки лет, наряду с крестьянами других национальностей, осваивали край.

Но, может быть, только адрес-календарь, изданный в годы  первой мировой войны замалчивал «дела и дни» евреев-крестьян? Отнюдь нет. Откройте солидный том «Донецкая область», вышедший в свет через четверть века после второй мировой войны под почтенным Грифом Академии наук УССР, и вы прочитаете о том, что бывшие еврейские села бывшей Екатеринослав ской губернии основаны какими-то загадочными «выходцами из Прибалтики» без указания их этнической принадлежности. Авторам очень, видимо, не хотелось написать прямо и просто: эти села основаны евреями, население их оставалось чисто еврейским до самой Великой Отечественной войны, а «окончательное решение» вопроса с еврейскими крестьянами Приазовья осуществили фашисты.

 Но так писать историю до недавнего времени не было принято. И автор этой книги именно потому и обратился к теме «Евреи Приазовья», чтобы сказать правду об одной из страниц истории, без которой летопись края будет неполной.Так когда и откуда взялись евреи в Приазовье?

Из книги  Л. Яруцкого "Евреи  Приазовья"

Читать дальше