Четверг
28.03.2024
14:52
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей

Еврейская колония Затишье

Нестор Махно и евреи

Революция и гражданская война принесли в Приазовье неисчеслимые бедствия. Частая смена власти, межвластье и анархия самым пагубным «образом отразилась прежде всего на еврейском населении. Вот характерное сообщение в газете «Революционное слово» (ныне «Приазовский рабочий»), № 38 от 26 (13) апреля 1918 г.

Колония Затишье

18 апреля в еврейскую колонию Затишье явилось 12 красногвардейцев, вооруженных с ног до головы, с бомбами. Они потребовали выдачи несуществующих в колонии 100 пулеметов и разного другого оружия. Под этим «предлогом» они произвели обыски в колонии, забирая с собой ценные вещи и деньги. Затем, испортив в колонии телефон, красногвардейцы скрылись.

Жители колонии пережили страшные минуты, т. к. красногвардейцы грозились сжечь и расстрелять колонию.

Колония Равнополь

Ночью 18 апреля в небольшую еврейскую колонию Равнополь явились 5 вооруженных красногвардейцев. Арестовав одного из колонистов, они заставили его водить их по некоторым домам по бывшему у красногвардейцев списку. Встретив поставщика товаров равнопольского общества потребителей, красногвардейцы забрали у него 800 руб».

Читатель, воспитанный на официозной большевистской литературе, скорее всего воскликнет: «Как, разве красные могли так поступать?».

Могли и поступали. Прочитайте хотя бы «Конармию» Бабеля. Но в данном случае еврейские колонии Мариупольского уезда Затишье и Равнополь терроризировали не красногвардейцы, которые после так называемого восстания фронтовиков в Мариуполе 10 апреля 1918 года во главе с В. А. Варгановым (ушли в Таганрог. То были, думаю, заурядные бандиты, каких много развелось в ту пору. 8 апреле 1918 года «фронтовики» в своей газете назвали их красногвардейцами, позже их чаще всего называли махновцами.

Тему «Махно и евреи» я подробно анализировал в своей книге «Махно и махновцы» (1995) в главе «Я воспитал в себе жгучую ненависть к антисемитизму...» Слова эти взяты из «Воспоминаний» Нестора Ивановича, и они не расходятся с хорошо проверенным фактом: вождь крестьянской войны в Украине 1918—1921 гг. антисемитом не был.

И Петр Аршинов в своей несколько апологетической «Истории махновского движения» (Берлин, 1923) был в общем-то прав, когда писал: «Там, где еврейское население соприкасалось с махновцами, оно находило в последних лучших защитников себе от антисемитских проявлений. Еврейское население Гуляй-Поля, городов Александровка, Бердянска, Мариуполя, все земледельческие еврейские колонии, расположенные в Донецком районе, могут самым полным образом свидетельствовать о том, что в лице махновцев они имели неизменных друзей революционеров и что благодаря суровым и решительным действиям последних антисемитские старания контрреволюционных сил в этом районе рубились в корне».

К сожалению, я лишен возможности включить в настоящее издание, главу из своей «махновской» книги. «Я воспитал в себе жгучую ненависть к антисемитизму...» (как и главу «Кто же он все-таки, Лева Задов?» — об уроженце еврейской колонии Веселая, Л. Н. Зиньковском-Задове). Могу только отослать любознательного читателя к моей книге «Махно и махновцы».

Доказывая, что Махно не был антисемитом, я вовсе не утверждаю, что отряды и воинские части, которыми командовал батько, пылали юдофильством. Документы свидетельствуют, что в Третьей бригаде и в других частях, действовавших в наших местах, то   есть в Приазовье, наюге Украины, достаточно сильны были антиеврейские настроения и велась — представителями различных политических группировок — антисемитская пропаганда. Но Махно погромов не организовывал — это непреложный факт. Он не только пресекал их, не только вел антипогромную агитацию, но и лично расстреливал погромщиков — это тоже факт.

 Читать дальше